• Русский
  • English

Особенности использования коммуникационных Интернет технологий гражданскими активистами

Докладчик

Ася Палагичева

Текст материала: 

Общественные объединения все в большей степени выходят на публичную арену и наряду с органами власти ведут диалог с гражданами. Для того чтобы этот диалог состоялся и мог повлиять на принимаемые политические решения, объединениям необходимо оказывать качественные профессиональные услуги населению, находить с ним общий язык, выступать экспертами на равных с представителями органов власти. Такие задачи могут выполнять только современные устойчивые структуры, которым органы власти доверяют и к которым прислушиваются. В таких условиях начавшийся процесс институционализации публичных отношений между властью и обществом имеет шанс на развитие и укоренение.

Для выхода в это публичное поле общественные организации и движения активистов нуждаются в привлечении к своей деятельности общественного внимания и участия. Но немногие подбирают подходящую коммуникационную стратегию и используют её, следуют плану реализации поставленных задач по взаимодействию с внешней средой и достижению нужного результата.

В рамках исследования, которое состоялось в 2015 году, были опрошены представители общественных объединений из разных регионов России на тему механизмов взаимодействия с населением, активистами, партнерами. По его результатам субъекты гражданской активности, которые находятся на разных уровнях развития, имеют разные масштабы деятельности и ресурсов, работают друг от друга автономно все же действуют в рамках одной модели поведения по привлечению граждан к участию. Она представляет собой использование примерного перечня инструментов и каналов коммуникации в партнерстве с механизмами привлечения и поддержания активности внутри движения.

Существующие механизмы формируют собой огромный по количеству список, который при этом регулярно обновляется. Чаще всего новые практики появляются в результате поиска оптимальных вариантов мобилизации в конкретных кейсах и каждый случай является особенным.

Например, в Якутске из-за дороговизны использования Интернета, социальные сети здесь заменяют мессенджеры и сервисы такие, как WhatsApp, так как взаимодействие общественных активистов в сети затруднено. В этом случае организаторы делают ставку на личные контакты. Однако, при анализе работы в публичном пространстве проекта «Наше будущее» спустя год после создания, он уже имеет связи с министерством здравоохранения республики Саха, не имея при этом юридического лица. Массовое освещение деятельности движения происходит через СМИ, особенно телевидение. Руководитель проекта наладил контакты с блогерами Якутска и имеет негласный договор с местным ведущим Интернет-порталом.

Благодаря Интернету подобные практики перенимаются с большой скоростью. Заметна тенденция внедрения неформальных сетевых форм организации граждан в деятельность НКО. Например, сетевизация проявляется через создание прозрачности деятельности организации через Интернет; через использование фандрайзинга и краудсорсинга; через создание доверительных горизонтальных отношений между организаторами и добровольцами и т.д.

Пермский благотворительный фонд «Дедморозим» - это успешный пример практики, когда выросшая инициатива граждан, ставшая юридически оформленной структурой, не потеряла то лучшее, что есть в сетевых формах организации граждан. В целом по результатам использования всех механизмов организации, в течение года в деятельности «Дедморозим» участвует порядка 50 тыс. людей, которые сделали какое-то конкретное дело.

Трендом последних пяти лет общественной сферы деятельности является использование цифровых веб-технологий и новых форматов проведения мероприятий. Умение пользоваться виртуальными технологиями – прерогатива ведущих общественных организаций. А проведение событий, воркшопов, инкубаторов, флешмобов, создание интерактивных неформальных дискуссионных площадок – один из способов привлечь СМИ и активных граждан. Первая реакция опасения населения прошла, теперь подобные формы проведения мероприятий стали одними из эффективных механизмов вовлечения граждан.

Несколько лет назад общественные активисты использовали коммуникационные Интернет технологии, как новые инструменты и возможности, они учились работать с ними и внедрять их. По данным проведенного в 2016 году глубинного интервью экспертов Ярославской региона в области гражданской активности, эта информационная Интернет среда стала не только привычной для общественной жизни. Скорее сама общественная жизнь теперь зарождается и формируется в Интернете, получает образование и даже достигает результатов будучи в Интернете, не выходя наружу.  

В общественной среде произошли важные структурные и качественные изменения. Сегодня уже сформировался новый пласт активистов, которые выросли не из традиционных движений и некоммерческих организаций. Они выросли из социальных сетей. Уже сформировался алгоритм действий по проявлению гражданской позиции, по разработке и реализации проекта, по отстаиваю своих интересов. Осведомленность населения механизмам коллективного действия приводит новое поколение общественных активистов к использованию, в первую очередь, тех возможностей для реализации инициатив, которые есть в Интернете и социальных сетях. Становится очевидным, что неформальное движение способно существовать и действовать, поддерживая свою жизнедеятельность с помощью ресурсов негосударственной поддержки. Сегодня активисты все больше ищут единомышленников, партнеров, финансирование идей и информационное сопровождение, нежели регистрируют организации. Технологии краудсорсинга, краудфандинга позволяют  активистам справляться с поставленными задачами.

В итоге, по результатам исследования в Ярославской области, при наличии механизмов Интернет коммуникации и гражданского участия, а также ввиду специфики Ярославского региона, сегодня смещается вектор внимания гражданских активистов на решение вопросов местного значения, отодвигая глобальные вопросы современности на второй план. Жители области объединяются в Интернете и подключаются для решения проблем, которые связаны с ЖКХ, застройкой, качеством дорог, экологией и др. Люди стали решать вопросы, которые касаются их непосредственно - их домов и дворов, тех вопросов, с которыми они соприкасаются ежедневно. Инициаторами таких инициатив сегодня скорее можно назвать отдельных граждан и инициативных групп. В Интернете они все чаще рассказывают о проблемах, с которыми столкнулись и поднимают обсуждения в социальных сетях с привлечением органов власти, участвуют в публичных слушаниях, отстаивают свои гражданские позиции в публичном пространстве, организуют благотворительные сборы. Населению стали понятны механизмы общественной работы в Интернете, население стало чувствовать там себя комфортно и удобно.

В результате источником гражданской активности сегодня становятся отдельные люди и инициативные группы. Они уже решают некоторые вопросы самостоятельно, не надеясь ни на кого. Выступая субъектом публичного диалога, общественные объединения становятся на одну ступень с органами власти для обсуждения локальных проблем. Это еще один этап в повышении профессионализма и компетентности общественности, а значит и очередная ступень к социальному партнерству внутри государства.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта №16-03-00394 а  «Управление гражданской активностью на региональном уровне: инструменты и результаты (на примере Ярославской области)»

Неопределенный
Файл доклада: