• Русский
  • English

Сетевая публичная политика: особенности и проблемы развития.

Докладчик

Илона Родионова

Текст материала: 

И.В.Родионова (Краснодар)

Сетевая публичная политика: особенности и проблемы развития.

 

С середины ХХ в. в мире стало наблюдаться стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий. Появление сети Интернет изменило не только функционирование государственных органов, корпораций и фирм, но и повлияло на образ жизни каждого отдельного человека. Сетевое пространство активно воздействовало и воздействует на развитие личности человека, на формирование мировоззрения. Интернет способен управлять общественным мнением, способен влиять на распространение новых культурных ценностей в обществе. Сетевое пространство оказывает влияние на все сферы жизни общества, включая политическую. Именно тема взаимосвязи между сетевым пространством и политикой особенно актуальна в нынешнее время.  И политика, и Интернет по отдельности активно влияют на общество и каждого отдельного человека, а появление и формирование с 1990-х гг. в сетевом пространстве такого явления, как сетевая публичная политика, означает наступление нового этапа в развитии политики, сетевого пространства и их взаимосвязи. Уже в конце ХХ в. – начале XXI в. сетевая публичная политика из идей и представлений превратилась в сконструированные модели и функционирующие сетевые публичные организации. В настоящее время сетевая публичная политика обладает большей степенью влияния на людей, чем политика и Интернет по отдельности. Однако у большинства современных сетевых публичных организаций, формирующих сетевую публичную политику, есть свои особенности и проблемы.

Одними из первых моделей сетевой публичной политики стали отдельные группы и рубрики на различных информационных сайтах. Однако информация, которая там публиковалась, не всегда отличалась актуальностью и достоверностью. К тому же подобные публикации были разрозненными, нуждались в систематизации.

Результатом дальнейшего развития сетевой публичной политики стало создание на базе информационных технологий электронных правительств (Быков, 2013, с. 94). Активное развитие получил процесс создания отдельных сайтов министерств, департаментов, агентств. Создание электронных правительств и сайтов государственных органов позволило существенно улучшить сферу государственного управления, обеспечило коммуникацию между центральной и местной властью. Также это значительно повысило качество обслуживания граждан. С момента появления и начала функционирования электронных правительств у населения появилась возможность не только узнавать необходимую информацию о работе государственных органов, о различных государственных процедурах и политических процессах, но и подавать электронные заявления, получать ответы на различные вопросы. Всё это позволило не только существенно упростить и автоматизировать работу государственных органов, но и облегчить жизнь многих людей. С появлением электронных правительств и сайтов министерств, департаментов и агентств фактически установился прямой диалог между государственной властью и населением (федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)»). Однако во многих современных странах до сих пор существует проблема доступа  граждан из малообеспеченных слоёв населения к Интернету и услугам электронных правительств.

Усиление влияния социальных сетей и блогов политических деятелей на политическую сферу жизни общества является ещё одной немаловажной особенностью в современной сетевой публичной политике. Создание личных страниц политических деятелей в социальных сетях ВКонтакте, Twitter и Facebook позволило не только улучшить процесс информирования населения в плане оперативности и достоверности, но и установило диалог между каждым отдельным гражданином и политическим деятелем. Это внесло элемент интерактивности в развитие сетевой публичной политики. Диалог между пользователем социальной сети и политиком через сообщения и комментарии способствует теперь формированию гражданской сознательности у человека. Также это обеспечивает высокий уровень личной ответственности у людей (Быков, 2013, с.118).  Создание политическими деятелями собственных блогов в LiveJournal даёт возможность политикам не только рассуждать на какие-либо темы в сетевом пространстве, но и способствует формированию имиджа каждого государственного деятеля уже в сетевом пространстве (политический деятель как человек и личность). Создание же политиками собственных видеоканалов на видеохостинге Youtube привносит в развитие сетевой публичной политики элемент мультимедийности. Проблематичным моментом в вопросе появления подобных страниц и блогов  политиков в социальных сетях является то, что ведение этих страниц и блогов может носить формальный характер.

Одной из особенно важных проблем в развитии и становлении сетевой публичной политики является проблема достоверности и качества размещаемой в сетевом пространстве информации о деятельности государств, правительств и отдельных политических деятелей. На эту проблему существенно влияет правовая неурегулированность Интернета (Быков, 2013, с.47). В сетевое пространство работники средств массовой информации могут выкладывать недостоверную и неточную информацию о каких-либо политических событиях и ситуациях. В Интернет также могут выкладывать сознательно искажённую и ложную информацию политического характера. Интернет как средство массовой информации оказывает сильное влияние не только на формирование имиджа государства на мировой политической арене, но и на репутацию и карьеру отдельных политических деятелей. Публикация в сетевом пространстве личной информации и компроматов зачастую приводит к публичным скандалам и краху политической карьеры (Быков, 2013, с.45) .  Существенное влияние на карьеру политического деятеля может оказать публикация в сетевом пространстве вырванных из контекста фраз из официальных публичных выступлений политика и частных бесед. С появлением и распространением в сетевом пространстве блогов политических деятелей особое внимание стало уделяться формулировке и корректности информации, которая публикуется в подобных электронных ресурсах.

Ещё одной особенностью в развитии сетевой публичной политики, имеющей свои проблемы, является переход политического участия из сетевого пространства в реальное (Кисилёв и Самаркина, 2007, с.50-53). Зачастую этот переход осуществляется именно через социальные сети. Люди, имеющие похожие взгляды на различные политические проблемы, объединяются в социальных сетях в группы через обсуждения. В подобных группах единомышленники согласовывают различные идеи. Затем осуществляется переход от идей к действиям. Традиционными формами таких действий являются политические акции и пикеты. Как правило, подобные действия граждан способствуют быстрому решению каких-либо проблем через прямой диалог с властью, в ходе которого граждане требуют решения ранее сформулированных проблем. Однако политические акции могут организовывать люди из экстремистских и террористических организаций. Контролировать возникновение именно таких групп в сетевом пространстве достаточно проблематично. Однако уже в нынешнее время особое внимание уделяется группам и людям, которые публикуют и выкладывают в социальных сетях информацию экстремистского содержания (государственная программа РФ «Информационное общество (2011–2020 годы)»).

В современном мире всё большее влияние на мировую политику, государства и граждан оказывает сетевая публичная политика. За несколько десятилетий своего развития она прошла путь от отдельных идей и замыслов до успешно реализованных форм и моделей. В ходе своего развития в сетевой публичной политике возникли и сформировались свои особенности и проблемы, но уже в нынешнее время большинством государств предпринимаются реальные меры для решения ключевых проблем сетевой публичной политики.

Список использованных источников и литературы

  1. Источники
  1. Государственная программа РФ «информационное общество (2011-2020 годы)» (электронный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций РФ);
  2. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (электронный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций РФ)

 

  1. Литература
  1. Быков, И.А. Сетевая политическая коммуникация: теория, практика и методы исследования. СПб.: ФГБОУ ВПО «СПГУТД», 2013. 200 с.
  2.  Киселев А.А., Самаркина И.В. Интернет: модель и практики политического участия.  Краснодар.: ООО «Оттиск», 2007. 104 с.
  3.  Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. М.: Русская панорама, 2006. 680 с.
  4.  Мирошниченко И.В. Сетевой ландшафт российской публичной политики. Краснодар: Просвещение-Юг, 2013. 295 с.
  5.  Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб: Питер, 2003. 544 с.
  6.  Ольшанский Д.В. Пеньков В.Ф., Политический консалтинг. Спб.: Питер, 2005. 448 с.
  7.  Петрунин Ю.Ю. и др. Политические коммуникации. М.: Аспект Пресс, 2004. 332 с.
  8.  Соколов, Александр В. Общая теория социальной коммуникации. Санкт- Петербург: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 461 с.
Русский