• Русский
  • English

Американо-греческие отношения на начальном этапе холодной войны: 1946-1949 гг. (по мемуарам Дж. Кеннана)

Докладчик

Александр Ващенко

Текст материала: 

А.В. Ващенко
Американо-греческие отношения на начальном этапе холодной войны 1946 – 1949 гг. (по мемуарам Дж. Кеннана)
Аннотация
Статья посвящена формированию и развитию внешнеполитической стратегии США в отношении Греции на начальном этапе холодной войны. Данный процесс показан сквозь призму взглядов Дж. Кеннана.
Abstract
The article deals with formation and development of the US foreign policy towards Greece at the early stage of the Cold War. This process is analyzed in the light of G. Kennan’s views.
Ключевые слова
США, Греция, холодная война, доктрина сдерживания, Дж.Кеннан.
Keywords:
USA, Greece, Cold War, policy of containment, G. Kennan.
Изучение американских стратегий в первые послевоенные годы сегодня вновь актуально. Как и тогда во второй половине 1940-х годов, когда шёл распад антигитлеровской коалиции и мир скатывался к холодной войне, так и сегодня мы наблюдаем увеличение конфликтности, доминирование силовых методов при решении международных проблем, острое информационное противостояние. Аналитики всерьёз заговорили о «новом издании» холодной войны.
Цель работы: выявить основные тренды, влиявшие на формирование американской политики в отношении Греции в первые послевоенные годы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд научно-исследовательских задач:
1. Проанализировать основные тенденции в формировании американской внешней политики в новых послевоенных условиях;
2. Выявить советские подходы к региональным проблемам международных отношений, которые влияли на выработку американских стратегий;
3. Охарактеризовать ситуацию внутри Греции. Выявить ключевые события, повлиявшие на американо-греческие отношения исследуемого периода.
При написании статьи использовался ряд известных документов:
1. Телеграмма 861. 00/2-2246. Поверенного в делах в Советском Союзе (Кеннана) государственному секретарю от 22 февраля 1946 года;
2. Новиков В. Внешняя политика США в послевоенный период [Новиков 1990: 150-154];
3. Кеннан Дж. Дипломатия Второй мировой войны глазами американского Посла в СССР Джорджа Кеннана [Кеннан Дж. 2002].
Соединённые Штаты Америки в 1945 году были единственной страной мира, которая вышла окрепшей из Второй мировой войны. Их «валовой национальный доход возрос более чем в два раза, по сравнению с 1940 годом, общие промышленные мощности увеличились на 40 %, свыше ¾ мировых запасов золота (без СССР) оказались сосредоточенными в США. Американские вооружённые силы насчитывали 12 млн. человек. США монопольно владели ядерным оружием» [История США 1988: 70]. С другой стороны основные конкуренты США, были либо разгромлены и лежали в руинах (Германия, Италия, Япония) либо были серьёзно ослаблены (Великобритания, Франция). В этих условиях для США открывалась уникальная историческая возможность построить послевоенный мир исходя из своих национальных интересов и цивилизационных ценностей. Эта перспектива была весьма привлекательной и для американских корпораций, которые получали возможность контролировать новые источники сырья и рынки сбыта. Однако чтобы стать новой глобальной империей США было необходимо: во внутренней политике сохранять высокие темпы производства при низких социальных издержках. Во внешней сфере было необходимо увеличивать военную мощь. Об этом говорит рост военного американского бюджета. «В 1946-1947 гг. он составил 13 млрд. долл. (около 40 % от всего бюджета в 36 млрд. долл.) и превосходил более чем в 10 раз соответствующие расходы по бюджету 1938 года, когда они не достигали и 1 млрд. долл.» [Новиков 1990: 150]. По существу речь шла о продолжении мобилизационной политики военного времени. Против проведения данного курса выступали профсоюзы, рабочие и фермерские организации США. Развернулась острая внутриполитическая борьба, которая проявилась в принятии летом 1947 года антидемократического закона Тафта-Хартли. В этих условиях американской элите для консолидации общества был необходим внешний враг. И лучше всего на эту роль подходил Советский Союз, международное коммунистическое, национально-освободительное, и антиколониальное движение. Великолепно «образ врага» был сформирован Дж. Кеннаном в его известной «длинной телеграмме» [Телеграмма 861. 00/2-2246]. Необходимо отметить, что в условиях когда наша страна понесла огромные человеческих жертвы и разрушения, Советский Союз не представлял реальной угрозы для США. Но СССР был символом борьбы с фашизмом и колониализмом. Биполярный мир был ассиметричен. Советский Союз, пытаясь нивелировать недостаток мощи, особенно в экономических и финансовых сферах, оказывал реальную помощь коммунистическому и национально-освободительному движению, пытаясь добиться геополитических преимуществ на региональном уровне. Это было логичным и естественным продолжением политики СССР периода второй мировой войны. Именно коммунисты в годы войны выступали в своих странах главной, наиболее многочисленной, организованной и бескомпромиссной силой в борьбе с фашизмом.
Ситуацию, сложившуюся в Греции 1944–1949 гг. необходимо рассматривать именно в контексте сопротивления греческого народа немецко-фашистским захватчикам.
6 апреля 1941 г. немецко-фашистские войска вторглись в Грецию на всем протяжении греко-болгарской границы, а уже 8 апреля греческая армия в Восточной Македонии под командованием генерала Бакопулоса капитулировала. 27 апреля немцы захватили Афины, 31 мая был захвачен Крит. В стране началась немецко-фашистская оккупация. Политика немецких оккупационных властей, направленная на выкачивание из страны продовольственных и других ресурсов, вызвало резкое ухудшение положения местного населения и голод зимой 1941-1942гг., в результате которого погибло около 200 тысяч греков.
Как и в других захваченных немцами странах Европы, в Греции, в годы войны сложились три политические силы:
1) коллаборационисты, сотрудничавшие с оккупантами, представленные Национал-социалистской партией Греции (ЭСКО), Национальной социалистической патриотической организацией (ЭСПО), фашистским национальным Союзом Греции (ЭЭЭ);
2) либерально-патриотическая буржуазия, ориентировавшаяся на Великобританию, представленная Прогрессивно-либеральной партией во главе с Ф. Софулисом, прогрессивно-либеральной партией – лидер Г. Папандреу и унитарной национальной партией во главе с П. Канелопулусом.
3) Левые силы во главе с Коммунистической партией Греции (КПГ), которые являлись наиболее последовательными участниками движения Сопротивления.
27 сентября 1941 г. представители КПГ, Социалистической партии и Союза народной демократии приняли решение об образовании Национально-освободительного фронта (ЭАМ). В январе 1942 г. под эгидой этих партий было создана Греческая народно-освободительная армия (ЭЛАС) во главе с генералом Стефаном Сарафисом, которая повела активную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.
В октябре 1941 г. в Греции, в противовес ЭАМ стали формироваться, субсидируемые из Лондона, отряды Национально-демократического союза Греции (ЭДЭС). Во главе этих отрядов стоял полковником Наполеон Зервас. 1 октября 1942 г. в районе горного массива Тион была высажена английская военная миссия (ВСА) во главе с полковником Эдди Майерсом, состоявшая из группы десантников и нескольких офицеров связи. Задачи данной миссии сводились не только к проведению боевых операций, но и к политическому контролю над движением сопротивления в Греции.
В годы войны движение сопротивления в Греции приняло огромный размах. Уже к 1942 г. в горах Северной Греции были созданы первые освобожденные районы, в которых устанавливались формы народно-демократической власти в соответствии с т.н. «Кодексом Посейдона».
Успешные действия отрядов ЭЛАС способствовали росту авторитета левых сил, как самых последовательных и непримиримых борцов с фашизмом. Рост авторитета левых сил не мог не вызывать тревоги в Великобритании. Начиная с 1943г. по приказу генерала Уильямса ВСА активизировала подрывную деятельность против отрядов ЭЛАС, вступая для этого даже в контакты с представителями оккупационных властей и коллаборационистами. Однако стоит отметить, что пока существовала общая цель – борьба с фашизмом, противоречия между двумя направлениями в Движении сопротивления не носили антагонистического характера. Но как только в сентябре-октябре 1944 г. отряды ЭЛАС освободили Грецию от немцев, и встал вопрос о дальнейшем социально-политическом устройстве страны, данные противоречия значительно усилились. Положение усугублялось и политикой "великих держав", преследовавших свои геополитические интересы.
Сразу после ухода немцев в Греции высадились английские войска. Английское командование взяло жесткий курс на разоружение отрядов ЭЛАС и роспуск фронта. После отказа генерала Сарафиса распустить отряды ЭЛАС до формирования переходного "правительства народного согласия", командующий английскими войсками генерал Скоби, 1 декабря 1944 г. издал указ о роспуске ЭЛАС, а 4 декабря начал военные действия против его отрядов.
Особенностью английской политики было то, , что в борьбе против левых сил англичане активно использовали вооруженные формирования профашистских, коллаборационистских организаций, которые не были разоружены, а наоборот, усилены за счет поставок английского оружия. По существу Греция стала единственной страной Европы, где коллаборационисты смогли удержаться у власти. Террор, развязанный против левых сил, английская и американская интервенция привели к гражданской войне в Греции, которая длилась с 1946 по1949г г.
Довоенная Греция традиционно входила в сферу британских политических интересов. Но в годы Второй мировой войны Англия частично утрачивает свое лидерство в капиталистическом мире, чем не преминули воспользоваться США. Американцы выступали против планов реставрации британских имперских позиций, играя на противопоставлении, якобы "демократических принципов американской политики" имперским традициям англичан. В сконцентрированном виде основные положения американской политики были изложены в Меморандуме «Политика США в отношении Греции от 19 августа 1944 г.» [Смирнова Н.Д.].
Советский Союз, хотя и был заинтересован в Греции меньше, чем в других балканских странах, стремился закрепиться в Средиземноморье и требовал предоставления ему военных баз на Додеканеских островах. Это требование вызвало протест со стороны США и Великобритании. На первых сессиях Совета министров иностранных дел (СМИД) в Лондоне 11.IX – 2.X1945 г. и в Париже 25.IV –16.V, 15.VI – 12. 1946 г., а также в Меморандуме Ближневосточного отдела от 11 марта 1946г. утверждалось: «С международной точки зрения Греция входит в российские планы экспансии в направлении Среднего Востока, Средиземноморья и Индийского океана …[Удовлетворение советского требования о предоставлении баз на Додоканезах] стало бы важнейшим шагом в свете современных усилий России по установлению своего господства в Восточном Средиземноморье» [Jatrides J.O. 1987: 229].
Выше уже отмечалось, что британская политика в Греции, нагнетание террора против представителей левых сил, по существу, спровоцировало гражданскую войны. 26 октября 1946 г. было объявлено о создании Демократической армии Греции (ДАГ) во главе с Марксом Вафиадисом, которая развернула партизанскую войну на территории от северных границ Греции до Коринфского залива. Партизаны получали военно-техническую помощь от правительств Албании, Болгарии и Югославии, за которыми стоял СССР. Данный факт побудил правительство Греции 3 декабря 1946 г. официально обратиться с жалобой в Совет Безопасности ООН и обвинить руководство Албании, Югославии и Болгарии в поддержке партизан. К февралю 1947 г. стало очевидно, что ни Великобритания, ни тем более греческое правительство не в состоянии справиться с нарастающим партизанским движением. Это побудило английский МИД 21 февраля 1947 г. направить в государственный департамент США две ноты, в которых Англия соглашалась уступить США "заботу об оказании помощи Греции и Турции. Джордж Кеннан был привлечён к работе по греческой проблематике 24 февраля 1947 г. Д. Ачесоном, который на тот момент занимал пост заместителя государственного секретаря. В этот день собралась комиссия под председательством Лоя Хендерсона, с которым Дж. Кеннан был знаком по работе в Риге. Практически вопрос о выделении помощи Греции и Турции принципиально был решён и на заседании Комиссии обсуждались варианты итогового документа.
25 февраля 1947г. был подготовлен документ: «Позиция и рекомендация государственного департамента относительно немедленной помощи Греции и Турции». Документ был осторожный и взвешенный. Дж. Кеннан полагал, что именно позиция госдепа будет положена в основу выступления президента Г. Трумэна в Конгрессе. Однако, по словам Дж. Кеннана, текст послания с которым он ознакомился 6 марта 1947 года, его неприятно удивил. Текст составили в «отделе департамента по общественным связям в подкомиссии государственного военно-морского координационного комитета, исходившей, видимо, из соображений придать посланию президента более грандиозный и радикальный характер» [Кеннан Дж. 2002: 212]. Кеннан опротестовал текс данного документа, предоставив председателю комиссии Л. Хендерсону альтернативный вариант, который, впрочем, не прошёл. Но для нас он представляет интерес как более умеренный и реалистичный. Поддерживая саму идею необходимости помощи Греции и Турции, Кеннан считал не нужным сгущать краски. Он полагал, что даже в случае прихода греческих коммунистов к власти «это не будет иметь немедленных катастрофических последствий для Западного мира. В мемуарах он писал, «русские и их западноевропейские союзники сами находились в столь бедственном положении, что не могли не только управлять Грецией, но и оказывать ей экономическую помощь. А в следствии этого, подобная ситуация обернулась бы для них бумерангом, что проявилось бы в форме серьёзных экономических трудностей и целого ряда проблем, которые Запад мог бы успешно использовать в своих интересах»» [Кеннан 2002: 213]. Кеннан подчёркивал разницу в ситуации, которая сложилась в Греции и Турции. Он удивлялся, что Турции предполагалось оказать военно-техническую помощь, хотя обстановка там была стабильная. В то время как Греции, где фактически шла гражданская война, планировалось оказание только экономической и политической поддержки [Кеннан 2002: 214]. Кеннан выступал категорически против создания универсальных внешнеполитических императивов, которые приводили бы к автоматическому принятию решения и действиям американского правительства в аналогичных ситуациях без дополнительного обсуждения. Он считал, что в тексте послания есть формулировки, которые налагают на США невыполнимые обязательства. Например, цитата; «Считаю, что политикой США должна стать поддержка народов, выступающих против подчинения вооружённому меньшинству в своих странах или же давления из вне. Считаю также, что мы должны помогать свободным народам в определении их судьбы в соответствии принятыми ими решениями» [Кеннан 2002: 217]. Кеннан считал такой подход недопустимым и предлагал соотносить решения, по такого рода, вопросам с национальными интересами США в первую очередь и наличием соответствующих ресурсов во вторую.
Тем не менее, через 6 дней, то есть 12 марта 1947 г. президент Трумэн изложил свою "доктрину сдерживания" американскому Конгрессу и получил его одобрение.
20 июня 1947 г. был подписан греко-американский договор о "помощи", по которому под американский контроль попали практически все важнейшие структуры греческого правительства, куда были назначены американские советники и эксперты. С 1 сентября 1947 г. американцы взяли на себя снабжение греческой армии, жандармерии и полиции. Благодаря огромной военной помощи США (к лету 1948 г. в Грецию было доставлено 210 тыс. тонн американских военных грузов, включая танки, самолеты, горную артиллерию и другие виды тяжелого вооружения). Перевес сил склонился в сторону греческих правительственных войск.
Советский Союз неоднократно выступал в ООН с требованием вывода иностранных войск из Греции и прекращении военной помощи. К концу августа 1949 г. последние очаги ДАГ в Северной Греции были подавлены. Около 100 тыс. человек были вынуждены эмигрировать в Болгарию, Югославию и СССР.
По существу в 1946-1949гг. в Греции развивался "типичный сценарий" борьбы двух сверхдержав за сферы влияния, который мог привести к разделу страны (как это было с Германией и Кореей). Поражение левых сил в Гражданской войне 1946-1949гг. предопределило приход в Греции к власти кругов, тесно связанных с греческой монархией и армий, ориентировавшихся во внешней политике на США и Великобританию.
Литература
1. История США в 4х томах. Том четвёртый 1945-1980. М., 1987. С.70.
2. Кеннан Дж. Дипломатия Второй мировой войны глазами американского Посла в СССР Джорджа Кеннана. М., 2002.
3. Новиков В. Внешняя политика США в послевоенный период //Международная жизнь 1990. № 11. СС.150-154.
4. Смирнова Н.Д. Политика США в Греции (1943—1945) // Новая и новейшая история (дальше — ННИ). 1984. № 1. С. 44-62; Смирнова Н.Д. Политика США в Греции (к истории возникновения 1-го документа госдепартамента) // Из истории Европы в новое и новейшее время. К 100-летию со дня рождения академика И.М. Майского / Отв. ред. А.М. Самсонов. М., 1984. С. 231-244; Смирнова Н.Д. Средиземноморье в переходный период от войны к миру / / Средиземноморье и Европа. Исторические традиции и современные традиции. М., 1986. С. 97-112; Смирнова Н.Д. Греция в политике США и СССР 1945—1947 гг. Новые архивные документы // ННИ. 1997. № 5. С. 21-34.
5. Телеграмма 861. 00/2-2246. Поверенного в делах в Советском Союзе (Кеннана) Государственному секретарю от 22 февраля 1946 года//Международная жизнь 1990. № 11. СС.144-145.
6. Jatrides J.O. Perceptions of Soviet Involvement in Greek Civil War 1945-1949. – In.: History of the Greek Civil War 1945-1949. Copenhagen,1987,p.229

Русский