• Русский
  • English

Ананьева Е.П. "Аксиологические предпосылки мультикультурно-толерантной парадигмы в формировании глобального социокультурного пространства"

Докладчик

Елена Ананьева

Текст материала: 

В современном открытом мире доминирующей тенденцией развития является ориентация в формировании личностей и сообществ на факторы, сближающие нации, религии, культуры. В этих условиях принципы мультикультурализма и толерантности принимаются (даже на уровне общественного подсознания) социумом демократических государств и выражаются в определенной моральности, которая имеет свое отражение в феномене мультикультурной толерантности. Гражданские конфликты, увеличение миграционных потоков привели к тому, что одной из самых сложных проблем в общечеловеческой духовной плоскости стала проблема формирования принципов мультикультурной толерантности. Совершенствование социокультурной сферы при этом рассматривается как единственно возможный путь к наиболее верному решению данных вопросов, а мультикультурная толерантность представляется как судьбоносный фактор поддержания здоровой атмосферы в глобальном социуме.

Необходимость сохранения межкультурного согласия выводит на первый план проблему аксиологических предпосылок применительно к формированию новейшего социокультурного пространства. Ценностные предпосылки определяют векторы развития социума, что выражается в качестве межличностного и общественного взаимодействия.

Определяющая ценность, которая, на наш взгляд, влияет на становление современного социокультурного пространства – это гуманизм. Без принятия человеческой личности как таковой, направленности социума на открытие возможностей каждого человека, нельзя в принципе заявлять о созидательном и равноправном диалоге культур. Одновременно идеалы гуманизма могут пониматься членами той или иной общности как ограниченные своим кругом людей. Следовательно, один только гуманизм не может быть основанием органичного развития глобального социокультурного пространства (Иванов, 2015).

В связи с этим, как необходимое условие функционирования социокультурного пространства, предстает еще одна ценность, которая также может быть общепризнанной. Эта ценность заключена в логичности представления бытия, что постулирует гармонию и совершенство всех законов развития в природе, а человека представляет, как логическую часть природы. (Иванов, 2015).

Данное положение не исключает возможностей для особенного развития культур и не подразумевает отсутствия критического представления о традициях отдельных народов. Отсюда вытекает третья фундаментальная ценность, необходимая для функционирования социокультурного пространства – это ценность прогресса. Если прогресс выступает безусловной ценностью, то вся линия развития человечества может быть понята как восхождение к совершенству (Иванов, 2015). И именно в таком понимании наступает осознание необходимости равноправного мультикультурно-толерантного взаимодействия, того диалога культур, который рождает признание за всем человечеством права на достойное существование и свободное развитие.

Несмотря на сложности глобального развития последнего десятилетия, ценностные основания мультикультурализма и толерантности развивают свою ведущую роль в прогрессе мирового социокультурного пространства. При этом для органического функционирования представленных аксиологических оснований мультикультурно-толерантной парадигмы в качестве концепции глобализированного социокультурного пространства необходимы определенные трансформации в общественном сознании, обновленные позиции в отношении нравственности.

Основанное на парадигме мультикультурализма и толерантности, глобализированное социокультурное пространство представляется обладающим такими характеристиками, как:

наличие обстоятельств для культурной самоидентификации всех, без исключения, субъектов социокультурного процесса;

позитивно-ценностное восприятие различных культур;

устремленность к получению знаний о культурном разнообразии;

диалогичность, открытость для взаимодействия с другими культурами;

равные условия осуществления социокультурной деятельности для представителей любых культур;

готовность к мультикультурному взаимодействию;

эмпатия и сочувствие к культурным проявлениям субъектов социокультурного процесса;

направленность на понимание и принятие всевозможных моделей поведения, обусловленных культурными различиями;

стремление к формированию навыков взаимодействия с представителями иных культур;

полилингвизм и учет мультикультурного состава общества при составлении программ взаимодействия (Манойлова, 2009, 120–122).

Для того, чтобы социокультурное пространство обладало подобными характеристиками, необходимо, чтобы субъекты социокультурного взаимодействия принимали ценности мультикультурализма и толерантности как концептов социокультурного пространства и умели воплощать характерологические черты мультикультурализма и толерантности в процессе социокультурного взаимодействия.  В связи с этим концептуальными основаниями новейшего социокультурного пространства видится неуклонная реализация известных направлений по развитию мультикультурно-толерантной парадигмы в общественном устройстве:

1. Организация системного мониторинга источников проявлений нетерпимости. Разработка мероприятий содействия высокому уровню толерантности в обществе и противодействия всем формам ксенофобии, нетерпимости, экстремизма.

2. Вместе с признанием ценности культурной многогранности политических наций предупреждение культурной исключительности, налаживание конструктивного межкультурного диалога и взаимодействия всех культурных групп.

3. Изучение международного опыта, последующая адаптация законодательств отдельных стран к нормам международного права, сотрудничество с международными организациями в вопросах предупреждения и преодоления конфликтов на этнокультурной почве.

4. Повышение позитивного влияния средств массовой информации на формирование гражданского сознания, утверждение в обществе объединительных ценностей, построенных на приоритете прав человека (Геворкян, 2011, 48– 50).

При этом нужно помнить, что неприятие аксиологического смысла мультикультурно-толерантной парадигмы развития негативно влияет на международный имидж любой страны, если она претендует на представление себя в качестве правового демократического государства. Непонимание ценности мультикультурной толерантности ведет к созданию потенциальной угрозы мирному сосуществованию этнических групп, культурно-национальных меньшинств, отсутствию взаимопонимания представителей различных социальных, религиозных и политических объединений, что препятствует консолидации и единству глобального мирового сообщества, развитию политических наций.

Исходя из этого, как определяющее условие жизнедеятельности в глобальном социокультурном пространстве личностей и сообществ наряду с уже указанными, с необходимостью возрастает еще одна аксиологическая составляющая в формировании новейшего социокультурного пространства.  Это широкая признанность гражданских прав и свобод, как со стороны государств, так и со стороны мирового общественного мнения, что, по нашему мнению, собственно, и является основой становления в современном мире субъектов мультикультурной толерантности. Непреходящей ценностью в связи с этим видится беспрепятственная реализация прав и свобод человека и личности посредством морально-правовых норм в рамках развития парадигмы мультикультурализма и толерантности в современном социокультурном пространстве.

Литература:

  1. Геворкян М. М. Концептуальные подходы к проблеме толерантности // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сб. науч. ст. / под науч. ред. М. В. Новикова, Н. В. Нижегородцевой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – С. 48–50.
  2.  Иванов А. Мультикультурализм против гуманизма. 23 мая 2015. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://svpressa.ru/politic/article/122768/ .
  3. Манойлова М. А. Психологические особенности современной поликультурной образовательной среды. // Вестник Псковского гос. ун-та. Серия: Социально-гуманитарные науки. Вып. № 9 / 2009. – С 120–122.
Русский