• Русский
  • English

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ РУССКОГО МОНАШЕСТВА НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОН

Докладчик

Нина Иоанниди

Текст материала: 

Н.О.Иоанниди

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ РУССКОГО МОНАШЕСТВА НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОН

Аннотация        

 2016 г. войдет в историю православной культуры  как год празднования тысячелетия русского  монашества на Святой  Горе  Афон и перекрестный год культур России и Греции. Духовная близость двух православных народов,  уходит корнями в далекое прошлое. Благодаря дипломатическим миссиям правительств двух государств удалось не только сохранить, но утвердить на Святой Горе русскую общину. Эта тема нашла отражение в офорте «Святая гора Афон», и посвящаю я его знаменательной дате – тысячелетию русского монашества на Святой Горе.

Ключевые слова: Святая Гора Афон, династия Романовых, монашество, офорт, художники

Abstract

2016 will come into the history of the orthodox culture as a year of celebration of the millennium of Russian monasticism on Holy Mount Athos and the cross-year of Russia and Greece.  The spiritual closeness of two Orthodox nations goes back to the distant past. Thanks to diplomatic missions of two governments it`s became possible to preserve and approve the Russian community on the holy mountain. This theme is reflected in the etching « The Holy Mount Athos» and I dedicate it to the remarkable date  of celebration of the millennium of Russian monasticism of Mount Athos.

 

Keywords: Holy Mount Athos, the Romanov dynasty, monasticism, etching, artists

 

 

                           Афон – колыбель русского монашества

   1000 - летие русского монашества на Святой Горе Афон – повод еще раз вспомнить и проанализировать события, повлиявшие на становление и  утверждение русского монашества на Святой Горе. Взаимовлияние двух православных культур – русской и греческой, имеет  глубокие исторические корни и сохранилось по нынешнее время.  Богатое  прошлое и  настоящее этого уникального места подтолкнули меня к созданию офорта «Святая Гора Афон».

       Еще до Крещения Руси в 989 г.  Святая Гора превратилась из языческого рая в христианский монашеский центр, особый статус монашеского государства Афон получил при первом императоре  Македонской династии Василии. Сегодня на Афоне расположено двадцать мужских монастырей - русский, сербский, болгарский и семнадцать греческих.

        Афон в течение многих столетий играл исключительно важную роль в развитии отечественной духовности и культуры, Историю русского монашества невозможно представить без тех ее страниц, которые связаны с деятельностью русских иноков на Святой Горе. Ведь основатель монашества на Руси преподобный Антоний Печерский был афонским постриженником,  и  это позволяет   говорить о том, что Афон является колыбелью русского монашества. Преподобный Антоний основал в Киеве Печерский монастырь, и положил, тем самым, начало всему русскому монашеству, основав 1000 лет назад центр  духовности,  культуры и просветительства по всей Руси.

       В 1016 г  в эпоху  киевского князя Владимира выходцам из Руси на Святой горе был предоставлен в вечное владение скит Богородицы Ксилургу.  В переводе с греческого  Ксилургу означает «Древодел», название, скорее всего, произошло от профессии первых членов обители. Многочисленные исследования,  в том числе русского историка В.А. Мошина дают повод считать 1016 г. – годом основания русского монашества на Святой Горе.

       В 1169 г. настоятель Ксилургу обратился к Собору святой Горы с просьбой выделить один из разрушенных монастырей  русской монашеской общине. Просьбу русских монахов удовлетворили – им был выделен заброшенный к тому времени монастырь Фессалоникийца, построенный в конце Х в., впоследствии он был посвящен святому Пантелеймону.  Ксилургу  же остался в роли скита при основной новой обители.

 

Поддержка династии Романовых

      Русские цари всегда с большим вниманием следили за судьбой русской обители на Афоне, понимая, какую исключительную роль и влияние на русскую церковь оказывает центр мирового православия.     Русская обитель на Афоне являлась  не просто духовным,  но и просветительским центром  - в ХVII в. по поручению русского царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона ученый инок Арсений Суханов собрал библиотеку книг и рукописей из разных монастырей. Таким образом, на Афоне  существовал славянский центр, где составлялись переводы греческих книг на славянские  языки и переписывались  славянские рукописи.

       У русского монашества на Афоне и самого Пантелеймонова монастыря драматическая история, без дипломатической и финансовой  поддержки со стороны русского правительства, русское монашество зачастую не справлялось.  В разные времена члены русской царской династии поддерживали  Пантелеймонов монастырь. Так, в 16 веке во время правления Ивана Грозного и при его поддержке  митрополит всея Руси Макарий обратился к  высшему сословию и к народу с призывом давать милостыню игумену Пантелеймонова монастыря Савве I, в результате чего были улажены финансовые вопросы - погашены огромные долги монастыря.  

     Участие России в жизни русской общины Афона усилилось после 1841 года, когда Николай I выразил ему высочайшее покровительство в разрешении милостынного сбора в России. Преодолевая все преграды, русская община на Святой Горе  постепенно разрастался новыми храмами и постройками, оплачивал накопившиеся долги и пополнялся новыми священнослужителями. В конце XIX века при настоятеле архимандрите Макарии (Сушкине) (1821–1899), первом русском настоятеле с 1870 года, монастырь окончательно перешёл в русские руки.

       Посещения русскими особами царской династии Святой Горы, можно считать не только паломническими, но и дипломатическими. По поручению императора Николая 1, в   1845 г. великий князь Константин Николаевич (второй сын императора Николая I) совершил длительное морское путешествие на Христианский Восток, посетив в самом конце Святую Гору Афон.    

        Великий князь провел на Святой Горе три дня – с 16 по 18 июля 1845 г.  В записях, сделанных им под впечатлением от посещения Афона,  есть сравнение горы с царем окрестных высот, облаченным в зеленую мантию.  В  записной книжке Константина Николаевича сохранились карандашные  наброски величественной горы. Путешествуя по Святой Горе, Великий князь в первую очередь посетил славянские монастыри и скиты, а затем и греческие. Проводником Константина Николаевича был архимандрит Анатолий, который с 1820 по 1838 г.г. жил в Петербурге. Пребывание Константина Николаевича в Карее – административном центре Афона свидетельствует о том, что посещение Святой горы царственной собой носило не только паломнический характер.

      Когда великий князь покинул Афон, его наставник, адмирал и путешественник Ф. П. Литке, в очередном донесении царю первым попытался осмыслить значение этого  паломничества, считая, что оно войдет   в историю Святой Горы. Именно ко времени посещения Афона великим князем Константином Николаевичем возникла так называемая Эсфигменская версия Афонского периода жизни преподобного Антония Печерского, согласно которой основатель русского монашества был подвижником и постриженником Эсфигменской обители, в доказательство чего предъявлялась и пещера, в которой он безмолвствовал. Именно поэтому маршрут  великого князя  пролегал  через Эфсигманскую обитель.

       Во время пребывания на Афоне великого князя Константина Николаевича в Пантелеимоновом монастыре существовали две монашеские общины: русская, которой руководил духовник старец Иероним, и греческая, которой управлял настоятель игумен Герасим. Осматривая монастырь, Константин Николаевич уделил внимание именно русской части обители, тем самым морально и психологически поддержав своих соотечественников в трудный период становления русской общины.

       После отъезда великого князя количество русских монахов на Святой Горе  увеличилось, вырос  и поток паломников на Афон из России. Русское иночество становится заметным фактором возрождения всей Святой Горы, а русское духовное присутствие на Афоне, благодаря этому краткому визиту сына русского православного царя, впервые получает пусть неофициальное, но ощутимое на деле признание как афонских, так и российских властей.

       Еще один очень важный в истории Афона визит члена русской царской династии – посещение Святой Горы князем Константином Константиновичем.  В 2003 г.  член-корреспондент РАН              Г.И. Вздорнов,  обнаружил афонский фотоальбом в архиве Санкт-Петербургского отделения Института археологии РАН. Как следовало из надписи, альбом принадлежал Константину Константиновичу Романову и был подарен ему во время его паломничества на Афон. С 1881 по 1915 г.г. альбом был его собственностью и хранился в принадлежавшем Великому князю Мраморном дворце. В настоящее время альбом хранится в фотоархиве Института истории материальной культуры в Санкт-Петербурге. В процессе работы выяснилось, что еще четыре аналогичных альбома принадлежали царской семье и были в разные годы поднесены от имени Русского Пантелеймонова монастыря великому князю Алексею Александровичу, императрице Марии Александровне, императору Александру III и, вероятно, императору Александру II.

       Фотографии Святой Горы из царских альбомов представляют собой первую подробную фотохронику всех афонских монастырей и части скитов Святой Горы, выполненных в 1867-1872 г.г. фотографами — иноками Свято-Пантелеимонова монастыря отцом Леонтием и отцом Геннадием и напечатанных в мастерской Русского Пантелеимонова монастыря. Целью фотографов была не только документальная фиксация зданий афонских монастырей и скитов, но и желание показать наиболее выгодно ландшафты и главные достопримечательности Святой Годы. Ни одна из существующих ныне афонских обителей не сохранилась в неизменном виде — во второй половине ХIХ-начале ХХ веков многие здания были перестроены. Однако, когда делались фотографии, вошедшие в альбом великого князя Константина, обновление только начиналось, поэтому уникальные снимки представляют Афон ХVII-ХVIII вв., еще без больших соборов и других масштабных построек.

 

                              Святая Гора глазами художников

     Виды Святой Горы и монастырей запечатлены не только на уникальных фотоснимках, они вдохновляли в разные времена русских и греческих художников. Удивительная природа и богатейшая история этого уникального места   нашли отражение в полотнах   известных современных греческих и русских художников   Василия Нестеренко, Эфтимоса Варламиса, Александриса Каяса - единственного их художников, допущенных на Афон писать сцены из жизни монахов. Картины, написанные Александрисом Каясом глубоко сокровенны, наполнены тайной монашеского бытия, они как бы подернуты дымкой, этот эффект создается благодаря тому, что в краску мастер подмешивает песок с берегов Афона, что наполняет картины Каяса тайной и делает их уникальными.  Работы этих мастеров экспонируются в крупнейших  галереях по всему миру. К теме Афона обращается в 1856 год И.К. Айвазовский в монументальном полотне «Кораблекрушение у Афонской горы» и  1926 год Альфонс Муха в работе  «Святая Гора Афон».  Уникальный в своем роде офорт неизвестного автора с изображением монастыря «Ватопед» нашел свое пристанище в     Свято-Екатерининском кафедральном соборе   г. Краснодар.

       Исторические и духовные связи двух православных культур стали для меня отправной точкой для начала работы над офортом  «Святая Гора Афон».  Источником для  создания эскиза  к офорту послужил фотоснимок с видом греческого монастыря Григориат на фоне горы Афон. Греческий монастырь, гармонично вплетенный в пейзаж,  стоит на скалах,  выступающих в море,  и смотрится, как настоящая крепость.  Расположенный в одном из самых живописных мест Афона, Григориат  превосходно гармонирует с невозмутимым спокойствием  Святой  горы и морской  гладью.  Чтобы передать величие природы и архитектурного сооружения, я определила центр композиции – монастырь и возвышающийся над ним, практически парящий в небе крест.

       Величественное архитектурное сооружение выступает над морем на фоне горы, облаченной в роскошную  субтропическую растительность, а строгое величие горы и крепости смягчается видом светящегося  залива, с плещущимися в его волнах дельфинами.

              И еще одна важная смысловая задумка, символизирующая преемственность культур двух народов – в бухте мирно расположился русский фрегат, как напоминание о визитах членов царствующей русской династии на Святую Гору. Посвященный Николаю Чудотворцу, монастырь служил превосходным пристанищем кораблям – ведь св. Николай помогает  всем «плавающим и путешествующим». Русский фрегат, изображенный в бухте греческого монастыря Григориат, служит напоминанием о тесных связях русской и греческой православных церквей, которые сохранились до наших дней, в том числе благодаря поддержке со стороны русского правительства в разные исторические времена.

       В наши дни отношения  между Россией и Грецией, основанные на единстве духовных и культурных ценностей,  активно поддерживаюся на уровне правительств  двух государств:  2016 год войдет в историю православной культуры  как год празднования тысячелетия русского  монашества на Святой  Горе  Афон, а так же 2016 год объявлен перекрестным годом культур России и Греции.

 

 

Список использованной литературы:

 

1.     «История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года». Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015

2.     «Монастыри и Скиты Святой Горы Афон в фотографиях из альбома великого князя Константина Константиновича Романова 1867-1872», Издательство «Индрик», М., 2004

3. Мошин В.А., Русские на Афоне и русско-византийские отношения в ХІ-ХІІ вв., Byzantinoslavica. П

Неопределенный