• Русский
  • English

Система оценки достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.

Докладчик

Ирина Иванова

Текст материала: 

Иванова Ирина Владимировна

Система оценки достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.

В связи с тем, что с 1 сентября 2016 года вступил  в силу федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, некоторые аспекты деятельности учителя изменились.

  1. Особенности системы оценки в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения АООП НОО ОВЗ и направлена на обеспечение качества образования.

Система оценки ориентирована на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
  • использование планируемых результатов освоения программы в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных областей (предметов) на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными и устными работами таких форм и методов оценки, как проектная деятельность, творческие работы, наблюдения и т. д.

 

  1. Принципы системы оценки

Основными принципами системы оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются:

  1. критериальность: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия;
  2. уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с программой;
  3. комплексность оценки – возможность суммирования результатов;
  4. приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы);
  5. гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов;
  6. открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.

 

  1. Задачи системы оценки

Результаты начального образования глухих, слабослышащих  и позднооглохших обучающихся на основе АООП НОО ОВЗ оцениваются  по его завершении. Система оценки достижения глухими обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО  решает следующие задачи:

  • закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
  • ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных (базовых) учебных действий;
  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
  • предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших адаптированную основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;
  • позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития жизненной компетенции.

 

  1. Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов.

4.1 Оценивание образовательных результатов осуществляется с использованием различных форм, способов средств фиксации результатовпредметных и метапредметных результатов и личностных результатов.

Эффективность системы оценивания возможна при применении основных принципов современной оценочной деятельности.

Таблица1 - Система оценивания образовательных результатов.

Особенности системы оценивания

Объект оценивания

  •  

познавательные, регулятивные результаты

Личностные результаты

Форма

Персонифицированная количественная оценка

  •  

Средства фиксации результатов оценивания

Листы достижений, контрольные, классные журналы, справки по результатам внутришкольного контроля

Дневники наблюдений учителя (классного руководителя, воспитателя, психолога), характеристики обучающихся

Способ

Тематические контрольные работы, тестовый контроль, задания частично поискового характера

Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, задания творческого характера, портфолио

Условия эффективности системы оценивания

Основные принципы современной оценочной деятельности педагога: систематичность, личностно-ориентированность, позитивность

 

4.2 Оценка личностных результатов

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую образовательной организацией и семьёй. Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится с учетом следующих параметров:

  • сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении к образовательной организации,
  • ориентация на содержательные моменты образовательного процесса (уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками);
  • сформированность основ гражданской идентичности, включая чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в обучении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательности и интереса к новой информации, способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей;
  • знание нравственных  норм и сформированность морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем; способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения нравственных норм;
  • развитие у обучающегося адекватных представлений о его собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способность вступать в коммуникацию со взрослыми и детьми по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации, включая слухо-зрительное восприятие и достаточно внятное (понятное окружающим) воспроизведение устной речи;
  • дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
  • осмысление обучающимся своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
  • сформированность внутренней позиции к самостоятельности, активности и мобильности.

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося в овладении жизненными компетенциями, которые составляют основу этой группы результатов.

Другими методами оценки личностных результатов учащихся, являются характеристики учащихся, а также оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио.

Опыт внедрения портфолио даёт положительные результаты. Учащиеся с удовольствием рассматривают накопленные материалы (грамоты, фотографии интересных событий, таких как посещение театров, музее, результаты проектной деятельности, рисунки, фотографии поделок и др.), стремятся к пополнению своего портфолио.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

 

4.3 Оценка метапредметных результатов

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью и составляют основу для образования.

Основное содержание оценки метапредметных результатов включает следующие параметры:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.

     Достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач урока.

     Достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.

     Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального образования строится вокруг умения учиться.

 

4.4 Оценка предметных результатов 

Оценка предметных результатов связана с достижением планируемых результатов по отдельным предметам и предметным областям. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, относящихся к содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися программы НОО является достижение предметных и метапредметных результатов НОО, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки предметных результатов являются итоговые (контрольные) работы по математике, грамматике, развитию речи, комплексные работы на межпредметной основе.

Оценке достижения результатов предшествует кропотливая ежедневная работа педагога, которая заключается во включении  определённых учебных действий из календарно-тематического планирования в технологическую карту урока. Учебные действия планируются в соответствии с целями и задачами конкретного урока, а овладевать ими учащиеся будут на определённых этапах урока,закреплять в ходе последующей учебной деятельности, впоследствии оцениваться учителем.

 

4.5 Виды контроля за формированием умений учащихся (по безотметочной системе  обучения)

Педагогами ГКОУ школы-интерната г. Краснодара разработана система оценивания сформированности УУД, которая представлена в виде Листов индивидуальных достижений для различных вариантов (1.2, 1.3, 1.4, 2.2, 2.3) в котором можно отследить сформированность/несформированность предметных учебных действий. В листе указаны конкретные навыки, овладение которыми предполагается в течение года (фиксируются результаты стартовой диагностики, результаты итогов 1 четверти, 2 четверти, 3 четверти, 4 четверть и итоги на конец учебного года). Формирование навыков оценивается учителем знаками  «- « , «+/- » , «+». Оценивание осуществляется на уроках с использованием следующих методов: наблюдения, оценивание процесса выполнения, открытого ответа. Таким образом, наглядно можно отследить, насколько каждый ученик овладел определёнными предметными учебными действиями и  можно дать оценку его деятельности.

Также разработаны Диагностические карты формирования метапредметных учебных действий (для вариантов 1.2 и 2.2) и карты формирования базовых учебных действий (для вариантов 1.3, 2.3, 1.4). Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных учебных действий отслеживается по критериям, которые оцениваются в баллах, а затем суммированные баллы переводятся в уровень усвоения для каждого УД. Диагностическая карта формирования УУД №1 (формирование регулятивных учебных действий) имеет следующий вид. Оценивание осуществляется в течение года (старт, 1 четверть, 2 четверть, 3 четверть, 4 четверть). Оценить умение ученика организовать своё рабочее место под руководством учителя можно с помощью трёх вариантов: А, В и С. По такому же принципу оцениваются познавательные и коммуникатвные УД.

Формирование метапредметных УД находит своё отражение в графике. Каждому виду УУД присваивается свой цвет. Опираясь на график, можно отследить динамику формирования метапредметных УД у конкретного ученика в течение учебного года.

Таким образом, система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО учитывает особые образовательные потребности глухих и слабослышащих обучающихся, закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.

 

 

Русский
Дополнительные материалы: