• Русский
  • English

Профессионально-коммуникативная культура педагога.

Докладчик

Ирина Галушко

Текст материала: 

Галушко Ирина Геннадьевна

Преподаватель КубГУ Краснодар

Галушко Анна Вячеславовна

Аспирант КубГУ Краснодар

Iren58@mail.ru

Профессионально-коммуникативная культура педагога.

Аннотация. В данной статье рассматривается профессионально-коммуникативная культура  педагога. Воспитатель, первый, кто сталкивается с вышеописанной задачей, формирует и развивает языковые навыки у самых маленьких. Влияние воспитателя на детей раннего возраста очень большое, что невозможно определить его значимость.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, речевое воспитание, культура речи, структурный компонент, профессионализм , бихевиористичекая, коммуникация.

Речь педагога образуется не самостоятельно, она -зеркало внутреннего мира, своеобразие умственного и духовного уровня развития самого человека. При определенном усердии и потребности разговаривать грамотно и эстетично - можно. Но если нормы морали и ценностные ориентации человека не близки к идеалу, то не следует пытаться стать педагогом-профессионалом.  Здесь  не спасут ни знания, ни большой опыт работы, ни креативное изложение. Педагог, прежде всего, должен быть человеком с большой буквы, личностью.

Речь педагога- неотъемлемая часть его деятельности, которая является профессиональной культурой, включающая общечеловеческую. Педагог представляет культуру речи, как пример для подражания по всем необходимым требованиям, предъявляемым специалисту. Требования, которые необходимо соблюдать педагогу-профессионалу:

  1. Уметь выделять содержательную часть своих мыслей.
  2. Соблюдать законы языка
  3. Не отходить от речевых и психологических законов.

Сама же педагогическая деятельность разнообразна, если сравнивать воспитателя, учителя, преподавателя колледжа и преподавателя ВУЗа, так как стоящие перед ними цели и задачи имеют свои особенности. Также особенны и задачи речевого воспитания, которые необходимо решать в своей работе. При этом важно отметить большой вклад тех, кто стоит в самом начале формирования письменной и устной речи детей -  воспитатель и педагог начальных классов.

Воспитатель, первый, кто сталкивается с вышеописанной задачей, формирует и развивает языковые навыки у самых маленьких. Влияние воспитателя на детей раннего возраста очень большое, что невозможно определить его значимость. Великий педагог Константин Дмитреевич Ушинский утверждал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова… но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка- и усваивает легко и скоро, в 2-3 года, столько, что и половины того не может усваивать в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог - родное слово!»

Культура речи- известное в советском и российском языковедении 20 века определение, которое соединяет в себе как языковые нормы родного языка так и выразительные языковые средства. В понимании советских ученых, изучающую данную область науки, культура речи предполагает не только теоретический предмет познания, а также его политику и пропаганду: важную роль в ней играют как языковеды, так и педагоги, прозаики, и др.

Культура речи педагога связывает все элементы речевой деятельности и их части. Конкретные нормы имеются у всех элементов речевой культуры и выражаются, в первую очередь, как нормы общения: познавательная, эмоциональная, бихевиористичекая. Существенными нормами являются этические и коммуникативные.

Особенность педагогического труда сводится к постоянному взаимодействию с другими людьми. Деятельность педагога ориентирована на полноценное развитие личности будущего взрослого человека, формирование правил поведения, умственное развитие. Педагог должен использовать в своей работе не только психологические и специальные знания, но  и обладать способностью свободно профессионально коммуницировать.

Речь педагога- главный инструмент педагогической операции и в тоже время пример для воспитанников.

Речь - это существенный элемент педагогического труда, это орудие для трансляции учебного материала. Педагогу необходимо: обладать хорошей памятью, верно подбирать языковые средства, правильно представлять свои мысли, быть эрудированным, понимать изложение собеседника. Великий педагог Я.А. Коменский утверждал, что язык учителя должен быть ясным и точным, грамотным и привлекательным для детей.

Компоненты техники речи:

  1. Точность дыхания( дыхание должно быть струящимся на выдохе)
  2. Хорошая дикция.

Воспитателям и учителям необходимо фиксировать и совершенствовать голос, невозможно стать профессиональным педагогом и не иметь голоса.

Культура речи - это языковое искусство, возможность выбирать правильный вариант для грамотного изложения своих мыслей. Элементы структуры речи: правильность речи-нормы произношения, логичности, словообразования, стилистики, морфологии, синтаксиса, лексики.

Педагогу-профессионалу важно знать:

  1. Четкость и красноречивость речи появляется с использованием омонимов, антонимов, синонимов.
  2. Частое повторение слов ослабляют качество речи
  3. Интонации отводит также не последнее место в нашей речи
  4. Слова-паразиты, следует вовсе исключить, ухудшается прелесть речи.
  5. Не воспринимается речь с растягиванием слов и длительными остановками между ними.
  6. Жаргонные выражения только портят красоту языка.
  7. Не советуем пользоваться заготовками (шаблонами)
  8. Нормам литературного произношения выделяют ключевую роль в культуре речи
  9. Красноречивость и чувственность речи появляется благодаря идиоматическим оборотам.

Культура речи - большое и глубокое  определение, в котором достаточно большое количество элементов, но, в первую очередь, это правильное построение фраз. Фундаментальное знание правил языка предоставляет педагогу грамотно высказывать свои мысли, придает речи четкость и лаконичность.

Вторым элементом культуры речи педагога - простота. Материал можно выразить несколькими способами либо тяжелыми научными терминами, которые затруднят понимание информации, либо тот же материал, но в доступной форме данной категории лиц, что наоборот облегчит усвоение его учащимися. По моему мнению, здесь ответ очевиден. Возможность изложить просто о сложном, доходчиво подкрепить примерами-одно из лучших качеств педагога.

Третьим элементом культуры речи- выразительность. Она проявляется согласованием верных слов и словосочетаний, а также благодаря употреблению тона, динамики голоса, темпа, пауз, интонации.

Речь человека является структурным компонентом общей его культуры. Не зря в народе бытует выражение о том, что речь-это лицо человека, именно от того как он разговаривает, зависит успех как в повседневной, так и профессиональной деятельности.  Особенно популярно это выражение по отношению к речи педагога-дошкольника. Педагогу, который работает с детьми дошкольного возраста, необходимо строго соблюдать культурные и систематические требования , соответствующие возрасту детей, их опыту, представлению, развитию.

Известный советский педагог Елизавета Ивановна Тихеева и российский психолог и лингвист Феликс Алексеевич Сохин и др. основатели методики развития речи детей дошкольного возраста фиксируют, что ребенок учится говорить с помощью слуха и способностью копировать. Дошкольники очень хорошо впитывают информацию, поэтому говорят все, что слышат, так как внутренние механизмы речи формируются только под воздействием систематически организованной речи взрослых.

Дошкольный возраст представляется наиболее чувствительным этапом становление речи у ребенка, в связи с этим, одно из  главных направлений в детском саду-формирование правильной речи у ребенка и навыков общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

К работе педагога, а в именно к его речи, предъявляется требования, принуждающие совершенствовать речевые качества, как профессионально важные, нужные и неизбежные.

Одно из таких требований - голос педагога.

Голос - существенная часть речи. Для педагога это основной инструмент его работы. У голоса также существуют ряд требований:

  1. Голос должен быть мелодичным, а не вызывать неприятного чувства
  2. Педагогу необходимо научиться изменять свой голос, подстраиваясь под различные ситуационные моменты
  3. Педагог обязан трансформировать свой голос под аудиторию слушателей ( учитывать.что говорит не для себя, а для других людей)
  4. Благодаря голосу педагогу необходимо  вдохновлять детей на выполнение требований
  5. Голосу необходимо быть «неутомимым»

Следующий элемент речи-дикция.

Дикция- точное и разборчивое произношение звуков языка. Безупречная дикция соблюдается серьезным соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция очень важна в профессии педагога, так как речь его является примером для подражания. Неправильная дикция приводит неразборчивым словам, что влечет за собой трудность понимания, а, что еще хуже повторение детьми неправильной артикуляции за воспитателем ( тогда уже необходимо будет вмешиваться логопеду).

Следующий структурный элемент-орфоэпия.

Орфоэпия - грамотное литературное произношение слов. Трудность орфоэпии в том, что не всегда  устное произношение слов совпадает с его написанием. Этому следует учиться. Если трудности все- таки возникают, то можно воспользоваться словарем.

Еще один компонент- выразительность.

Выразительность - одна из частей профессиональности педагога. Выразительная речь содержательна эмоциями и  интеллектом, это обусловлено спецификой устной речи, здесь важно все: интонация, жесты, мимика и др. Для устной речи характерно: темп (медленный, быстрый, средний), тембр ( разница звуковых колебаний), громкость голоса, интонация. К стати, именно благодаря  интонации человек передает оттенки чувств, что делает речь живой и выразительной.

Педагогу, который работает с детьми дошкольного возраста, необходимо строго соблюдать культурные и систематические требования , соответствующие возрасту детей, их опыту, представлению, развитию. Воспитатель должен обладать искусным мастерством речи, чтобы влиять на детей и прививать определенные требования, а также взаимодействовать с окружающими людьми.

Среди требований к речи воспитателя выделяют:

  1. Точность - коммуникативное качество речи, которое проявляется в умении находить адекватное словесное выражение понятия. Здесь педагогу необходимо сделать акцент на смысловой стороне речи, что влияет на образование у детей воспроизведении точности информации.
  2. Логичность - это коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание. Педагогу важно учесть, что дошкольный возраст наиболее благоприятный для вложения представлений о системных элементах связной речи.
  3. Уместность - это соответствие речи ситуации, целям, задачам и т.д. Уместность речи профессионала в образовании предполагает наличие чувства стиля. Специфичность дошкольного возраста ориентирует педагога на совершенствование у детей культурыповедения.
  4. Выразительность - одна из частей профессиональности педагога. Выразительная речь содержательна эмоциями и  интеллектом, это обусловлено спецификой устной речи, здесь важно все: интонация, жесты, мимика и др. Выразительность речи является мощнейшим инструментом воздействия на дошкольника. Для устной речи характерно: темп (медленный, быстрый, средний), тембр ( разница звуковых колебаний), громкость голоса, интонация. К стати, именно благодаря  интонации человек передает оттенки чувств, что делает речь живой и выразительной.
  5. Богатство - наличие в запасе большого количества литературных выражений, эпитетов, фразеологизмов и т.д. Педагогу следует учесть, что в дошкольном возрасте закладывается лексика ребенка, ее запас, в связи с этим педагогу необходимо самому иметь обширный словарь у себя в багаже, это способствует расширению лексикона  ребенка и его точности словоупотребления.
  6. Правильность - речевые нормы языка. Воспитателю необходимо учитывать всю составляющую грамотность речи и употреблять слова и предложения в соответствии с правилами родного языка.
  7. Чистота - соблюдение этических и языковых норм. Искоренение нелитературных слов - задача речевого развития дошкольников.  Педагогу необходимо следить за своей речью- ни в коем случае не употреблять жаргонные выражения, исключить слов -паразитов и диалектных.

Все эти требования и их соблюдение и постоянное развитие являются залогом успешной работы педагога-профессионала.

Ссылки на источники

  1. http://www.prometod.ru/
  2. Я. Котигер, В. Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1984
  3. Культура речи и эффективность общения /Под ред. Л. К. Прудкиной, Е. Н. Ширяева. - М.: Просвещение, 1996.

 

Galushko Irina Gennadievna

Teacher of KubSU Krasnodar

Galushko Anna V.

Spent The Kuban State University Krasnodar

Iren58@mail.ru

Professional communicative culture of the teacher

Abstract: In this article, the professional-communicative culture of the teacher is considered. The educator, the first who faces the above task, forms and develops language skills among the youngest. The influence of the caregiver on children of an early age is very large, that it is impossible to determine its significance.

Key words: pedagogical activity, speech education, speech culture, structural component, professionalism, behaviourism, communication.

References to sources

1. http://www.prometod.ru/

2. J. Kotiger, V. Chamler. Pedagogical ethics. Chisinau, 1984

3. The culture of speech and the effectiveness of communication, Ed. L. K. Prudkina, E. N. Shiryaeva. - Moscow: Education, 1996.

Неопределенный
Название доклада на английском языке: 
Professional communicative culture of the teacher