• Русский
  • English

Использование приемов невербальной комуникации в процессе коррекционной работы с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения.

Докладчик

Данна Шагундокова

Текст материала: 

В работе дефектолога особую важность приобретает проведение коррекционной работы, повышение уровня адаптации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к условиям внешнего мира. Поскольку подавляющая часть таких «особых учеников» является «безречевой», альтернативная невербальная коммуникация, на м, составляет важное направление в развитии умственно отсталых детей. Как правило, принимая детей в первые классы, обнаруживается, что в их состав входит порядка 85-87% «безречевых». Впоследствии, в 4 классе – этот % уменьшается до 60-70, в 7 классе – это 40-48%. На примере этих данных можем проследить динамику развития «особых детей». Группа обучающихся является разнородной по своему составу и соответственно составляет: — дети с полным отсутствием голосовой активности; — дети, у которых имеется звуковая или минимальная звуко-слоговая активность; — дети, способные к сопряженному и отраженному повторению слогов и слов при отсутствии общеупотребительной речи. Но, несмотря на то, что данная категория детей является полиморфной, можно выделить основные характерные черты личности: — отсутствие мотивации к общению; — неумение ориентироваться в ситуации; — разлаженность в поведении; — негибкость в контактах; — повышенная эмоциональная истощаемость. Невербальная коммуникация поможет овладеть умственно отсталым школьникам овладеть навыками общения, приспособиться к условиям окружающего мира, поможет адаптироваться в нем. Невербальная коммуникации – общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т.п.) Под альтернативной невербальной коммуникацией апонимается система способов и методов, как правило, помогающая выразить свои мысли и желания, дополняя или заменяя речь. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения. Использование на коррекционно-развивающих занятиях и уроках технологии альтернативной невербальной коммуникации соответствует рекомендациям Федерального Государственного Стандарта. Так, в процессе работы дефектологов с «особыми детьми» происходит: ― использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом; ― использование индивидуальных коммуникативных тетрадей с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста; ― использование доступных жестов для передачи сообщений; ― общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.). При использовании невербальных альтернативных способов коммуникации происходит ускорение общего развития «особых детей». В то же время, с одной стороны, такие способы не смогут заменить реальную речь, а, с другой, что данные методы являются эффективными в работе дефектологов. Благодаря им происходит облегчение общения «неречевого» ребенка не только с учителем, но и с окружающими. Среди НАК (невербальная альтернативная коммуникация) выделяются — Система PECS — коммуникационная система обмена картинками (Frost and Bondy, 1994) — Жестовый язык; — Интерактивные коммуникационные доски; — Коммуникационные карточки-подсказки; — Книги разговоров; — Коммуникационные устройства с синтезатором речи. 2 В данном мастер классе мне бы хотелось подробнеее остановится на коммуникационных карточках-подсказках, одним из которых являются пиктограммы. Пиктограмма — карточка схематического вида, в которой содержатся важнейшие узнаваемые черты предметов или явлений. Исходя из того, что процесс работы с «особыми детьми» происходит в ситуативно-деловом общении, пиктограммы желательно использовать в черно-белом изображении, которые помогут заменить слова. Методы работы с пиктограммами используются дифференцированно, я стараюсь находить особый подход к каждому из своих учеников, ориентироваться при этом на уровень развития и интересы обучающегося. Данная технология в работе требует реализации системного подхода в процессе обучения и воспитания. В работе с пиктограммами необходимо прорабатывать различные тематики,которые дают практический результат овладевания тем или иным видом деятельности, социальными навыками. Стоит отметить, что работа с пиктограммами проходит в несколько этапов. К первому отнесем знакоство ребенка с пиктограммой, установление связи между реальным предметом и графическим изображением. Это способствует обогащению словарного запаса, накоплению ассоциативных символов для дальнейшего общения и обучения. Ко второму этапу относится перенос символов на другие ситуациию. При этом расшираются возможности для передачи информации. Третий этап связан с грамматическим структуированием. Происходит обучение ребенка графическим символам, которыми обозначаются разные категории. выбор привлекающей карточки «особым ребенком», рассмотрение пиктограммы с изображением объекта или действия, который будет ассоицироваться с ними. Это способствует развитию инициативных возможностей ребенка выстраивать пиктограммы в логический ряд. Стоит отметить, что существует особая классификация составления предложений посредством пиктограмм. Так, слова, обозначающие предметы мы обозначаем на зеленом фоне, признаки — на голубом, действия — на красном фоне, а наречия, прелоги, союзы — на черном фоне. Например, «Корова мычит», ребенок в первую очередь выбирает и показывает карточки в такой последовательности, согласно которой и произносятся эти слова, чтобы получить нужную фразу. Соответственно для этого примера «особый ребенок» должне выбрать «корова» -зеленый фон и пиктограмму «мычит» красный фон. Выбирая карточку, ученик должен показать, как мычит корова. К функциям, которые выполняют «пиктограммы» в работе с «особыми детьми», относятся развитие средств общения, что впоследствии становится мотивацией и желанием к общению «особых детей», способствует усвоению письменных и читательских навыков, развитию основных процессов памяти, увеличению словарного запаса. Тематика применения пиктограмм: «Времена года», «Уход за телом», «Моя семья», «Колобок», «Теремок», «Мой город», «Приветствие», «Я-сам», «Путешествие в лес», «Профессии», «Праздники», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «С чего начинается Родина?» и др. Исходя из того, что данные темы и разделы перекликаются с явлениями и предметами окружающей действительности, обучение при помощи НАК способствуют вовлечение «особых детей» в речевые ситуации повседневной жизни. Ученик 1, 7 лет, ДЦП, СДВГ. Отставание во всех сферах, нарушение коммуникации. В процессе обучения мальчик не проявлял интереса к заданиям, не понимал простую инструкцию, не умел делать выбор. Для развития речевых способностей по средствам пиктограмм применялась игра «Поезд», в которой предлагалось выбрать один из двух вагонов, составляющих длинный поезд. Специалист интерпретировала взгляд ребёнка на один из вагончиков, как выбор ребёнка, воспроизводил звуки, характерные гудку паровоза. После 3 повторов игры, с проявлением ярких эмоций, мальчик стал раскрепощённее и в правильной последовательности выполнял все заданные действия. Рассматривая книжки с накладыванием картинок, например: «собака» картинка – «картинка» — пиктограмма, производится совместное составление расписание с использованием символов, рассматривание (название, что с этим делают, какого цвета, формы, какому классу объектов относится) и составление рассказа из картинок и с подсказками с помощью картинок. Например, Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом( картинка «дом») , бежит курица с ….. (картинка «ведро»), заливает кошкин (картинка «дом»), совместное прикрепление картинок, графических изображений в соответствующих местах, рассматривание коммуникативных книг, составление фотоальбома про себя, исполнение ритмических стихов с жестами и картинками, игра в фартуке с липучками для прикрепления картинок, игра коробки с прорезями типа «почтового ящика» для опускания картинок, книжки с «прячущимися» картинками . На уроках применяются следующие пиктограммы для игр с детьми:  «Не зевай, нужную пиктограмму поднимай», дефектолог читает текст скороговорки, стихотворения или рассказа, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.  «Продолжи рассказ», дефектолог раздает пиктограммы, читает текст, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму.  «Расставь правильно», дефектолог расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает текст. Затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы.  «Составь свой рассказ», ребенку предлагают пиктограммы. Ребенок самостоятельно должен самостоятельно составить рассказ.» Хочется отметить, что важным в игре составляет «чувство успеха» непосредственно у «особого ученика». Такая приближенная к жизни учебно-тренировочная ситуация играет большое значение. Так, усвоение способов невербального общения способствует усвоению и расширению контактов, к выражению своих чувств, выполнению обещаний и желаний. Важное внимание во время занятия необходимо уделять на выделение из окружающего мира смыслового единства предмета с помощью его изображения. По мере тренировки усложнять работу, выбирая многоступенчатые действия. Можно использовать пиктограммы при обучению «особых детей» алгоритмам одевания, раздевания, умывания и иных действий по самообслуживанию, а также общепринятых пиктограмм в общественной среде, с которыми они могут столкнуться в жизни (на вокзале, остановке, в аптеке, магазине). Это способствует формированию социально-бытовых навыков и переводу их в устойчивые привычки. К особенностям работы с пиктограммами стоит отнести их использование во вне урочной деятельности. Так, пиктограммы мы размещаем везде, где находится ребенок в ванной комнате, в столовой, в гардеробе Применение техники пиктограмм помогают решать основные задачи ФГОС в освоении социальной роли обучающегося, в формировании личностного смысла учения, в развитии творческих навыков, доброжелательности. Применение техники пиктограмм в работе с детьми с умственной отсталостью дает положительную динамику в познавательно-речевом развитии учащихся.

Русский
Название доклада на английском языке: 
Using the techniques of non-verbal communication in the process of correctional work with pupils with intellectual disorders.
Файл доклада: 
Дополнительные материалы: