• Русский
  • English

Практики политической онлайн-коммуникации рядовых пользователей Интернета (на примере взрослого населения Санкт-Петербурга)

Докладчик

Ольга Попова

Текст материала: 

Интернет-пространство, являясь в настоящее время полем реальных политических битв, вызывает активный интерес отечественных и зарубежных исследователей и требует постоянных эмпирических исследований формирующихся практик политической коммуникации рядовых граждан России.

Эмпирическое политическое исследование № 106-120 «Политическая и сетевая идентичности участников виртуальных сообществ: на примере жителей г. Санкт-Петербурга» выполнено на базе Ресурсного центра Санкт-Петербургского государственного университета социологических и интернет-исследований в мае 2015 г. Метод опроса — телефонное интервью. Объем выборки — 1200 человек, постоянно проживающих в Санкт-Петербурге. Выборка случайная, бесповторная, с квотированием следующих признаков: пол, возраст, образование, район проживания.

Население российского мегаполиса Санкт-Петербурга активно пользуется интернетом. Казалось бы, уровень информатизации населения мегаполиса и техническая оснащенность учебных заведений, предприятий, общественных мест, да и просто навязываемые различными компаниями услуги по обеспечению доступа в Сеть в любой квартире Санкт-Петербурга делают интернет сверхдоступным для любой категории жителей города.

Действительно, 73,6% взрослых горожан пользуются интернетом ежедневно. К активным пользователям можно добавить также еще 4,9% горожан, которые используют Иинтернет, как минимум, раз в неделю. Однако результаты исследования показали, что 19,2% петербуржцев интернетом вообще не пользуются, 1,8% пользуются интернетом примерно раз в месяц, 0,4% — раз в полгода, 0,3% — раз в год. Итак, налицо раскол: 78,5% используют интернет практически постоянно, 21,5% — никогда или крайне редко.

52,2% полагают, что в Интернете не должно быть политической цензуры, 33,6% категорически не согласны с ними, 14,2% затрудняются с ответом.

21% пользователей Интернета считает наиболее приемлемой площадкой для общения на политические темы сеть «ВКонтакте», «Facebook» считают приоритетным 8,2%, «Живой журнал» — 6,6%, «Твиттер» — 5,9%, «Одноклассники» — 4,0%, «Instagram» — 1,0%. Еще 2,3% назвали другие источники, затруднились ответить 33,0%. 17,9% считают, что ни одна из площадок в Интернете не может быть использована для политической коммуникации.

54,4% вообще никогда не ставят лайки, не проявляют онлайн какой-либо реакции. Практически всегда ставят лайки после прочтения интересной/понравившейся информации на политическую тему только 0,8% респондентов, 25,2% отмечают только то, что важно именно для них, 9,8% отмечают только общественно важные темы, 7,9% считают приоритетным в этом вопросе, кто является автором сообщения. 1,9% не смогли как-то охарактеризовать свои действия в этом случае.

69,4% респондентов никогда не репостят (не копируют и не распространяют) чужие сообщения на политические темы. 10,8% взрослых пользователей политической информации в Сети перепечатывают ее, если она касается лично их и/или таких людей, как они; 12,6% перепечатывают значимые для общества темы;  5,6% делают это только с учетом того, кто является автором сообщения. 1,6% респондентов не смогли ответить на заданный вопрос.

73,5% взрослых пользователей Интернета никогда не участвуют в политических дискуссиях онлайн, 1,5% делают это ежедневно, 3,3% — несколько раз в неделю, 7,5% — несколько раз в месяц, 5,8% делают это несколько раз в полгода, 7,8% — несколько раз в год. 0,5% затруднились ответить на этот вопрос. 19,4% перечисляли деньги на конкретные политические акции, информация о которых была размещена в Интернете, 12,6% участвовали в уличных мероприятиях, сообщения о которых распространялись в Сети. 19,7% подписывали интернет-петиции на политическую тему, 8,1% размещали в сети информацию по актуальным общественно-политическим проблемам. 57,4% ничего из указанных действий никогда в Сети не совершали.

Преимущественная анонимность коммуникации в виртуальном пространстве приводит к крайне низкому уровню межличностного доверия людей. Среди использующих интернет, только 1,8% доверяют своим визави абсолютно, 13,7% скорее доверяют, 29,7% скорее не доверяют, 28,9% не доверяют абсолютно, 26,0% затруднились ответить на этот вопрос. Возникает закономерный вопрос об адекватности ситуации, когда огромное количество горожан — четыре пятых взрослого населения — проводят значительное количество своего времени в Сети, в том числе общаясь онлайн, но при этом не испытывая доверия к своим собеседникам. Каким образом люди решают эту серьезнейшую психологическую проблему?

Судя по ответам на вопрос о необходимом минимуме информации о человеке для доверительного общения с ним, свыше двух третей использующих Интернет респондентов (69,6%) считают необходимым быть лично знакомыми со своим собеседником, 7,0% считают необходимым знать настоящее имя собеседника, 4,2% вполне устроит «ник» — вымышленное имя, 9,3% полагают, что могут общаться и с анонимным собеседником. Почти каждый десятый (9,9%) не знает, как можно разрешить эту проблему.

Любопытно, каким образом петербуржцы описывают людей, активно использующих Интернет. На этот открытый вопрос респонденты дали примерно равное количество как положительных, так и отрицательных оценок. Некоторые петербуржцы считают пользователей Интернета активными, современными, экстравертами, нацеленными на общение с людьми, всегда находящиеся в курсе событий, внимательными, добрыми и доброжелательными, деловыми молодыми людьми, интеллектуалами, начитанными, мыслящими, любознательными, мобильными, независимыми, неравнодушными, нормальными, образованными, общительными, прогрессивными и продвинутыми, пытливыми и развитыми, современными, талантливыми, увлеченными, хорошими, целеустремленными, энергичными, честными. Вместе с тем среди оценок практически с такой же частотой встречаются зеркальные, противоположные, негативные характеристики, такие, например, как: бездарные, бездельники, безработные, безумные блогеры, геймеры, больные на голову, деградирующие, зависимые от Интернета, не имеющие в жизни никаких интересов, но с огромным количеством свободного времени, заторможенные, замкнутые, лентяи, наивные, скрывающиеся от жизни, сумасшедшие, тунеядцы, фанатики. Столь отличные оценки пользователей Интернета связаны с количеством времени, проводимым в Сети.

Неопределенный