• Русский
  • English

Процесс формирования политической повестки дня в современной РФ

Докладчик

Сергей Лушанкин

Текст материала: 

С.С. Лушанкин (Краснодар)

Процесс формирования политической повестки дня в современной РФ

В современной политической науке существует множество определений политической повестки дня (Шестопал, 2011, 8 – 10; Казаков, 2011, 70 – 71; Данилов, 2012, 19). В рамках данного исследования политическая повестка дня понимается как совокупность наиболее актуальных вопросов публичной политики, формируемых на основе требований общества и нуждающихся в принятии политического решения.

Формирование политической повестки дня выступает основной целью артикуляции и агрегирования общественных интересов в национальном масштабе: преобразует социальные эмоции и ожидания в политические требования (Данилов, 2012, 22); способствует согласованию частных потребностей, устанавливает их иерархию; выступает фильтром общественно-политических проблем, т.е. при её формировании происходит расстановка приоритетов в развитии страны и ранжирование основных проблем, контроль над системой принятия решений, отбором тем для обсуждения и их реализацией.

Субъекты формирования политической повестки дня в современной России включают ряд государственных и негосударственных акторов, способных осуществлять контроль над ней. Они неравнозначны, их возможности влияния зависят от наличия определённых ресурсов и уровней (федеральный, региональный, местный) на котором они способны действовать.

Органы государственной власти являются основным актором формирования политической повестки дня. Кроме того, к акторам можно отнести: электронные и печатные СМИ (Казаков, 2011, 71), группы интересов, бизнес, некоммерческие организации, органы МСУ (Ямалнеев, 2011, 298 – 299) и других.

На федеральном уровне сосредоточены все наиболее значимые, с точки зрения страны в целом (Шестопал, 2011, 8). Здесь происходит выработка всех важнейших правовых документов, а также разрабатывается политический курс страны, программы развития, формируется внешняя и внутренняя политика. Этот уровень носит стратегический характер. Региональный уровень включает локально ограниченные проблемы, важные для конкретной общности, но не обладающие достаточной значимостью для всей страны (Никовская, 2011). На местном уровне политическая повестка дня представляет собой совокупность вопросов, обладающих наибольшей значимостью для конкретного муниципалитета и не требующие при своей реализации обращения к акторам более высокого уровня (Панов, 2007, 16; Гельман, 2010).

Факторы формирования политической повестки дня в современной России делятся на: политические, экономические, социальные и духовные. Можно выделить внутренние, оказывающие влияние на повестку дня изнутри пространства самой страны, и внешние, факторы, чьё происхождение связано с общемировыми процессами и тенденциями. В отношении акторов, они могут носить как объективный, так и субъективный характер. Отдельно следует выделить событие как фактор формирования политической повестки дня.

Процесс включения проблемы в политическую повестку дня состоит из нескольких последовательных стадий (Джанда, 2006, 288). На первой стадии происходит установление существования проблемы ещё не очевидной для большинства. На второй стадии происходит актуализация проблемы и её включение в политическую повестку дня. Этому обычно способствует накопление знаний о проблеме, либо какое-либо событие, которое заставило всех считаться с её наличием. На третьей стадии формируется общественный и политический интерес к проблеме. Происходит закрепление проблемы в политической повестке дня путём поддержания интереса к ней. Здесь меняется масштаб проблемы, она перестаёт быть интересной лишь узкому кругу исследователей и профессионалов, так как уже способна оказывать влияние на жизнь различных групп людей.

Четвёртая стадия включает формирование предпочтений акторов и выработку возможных решений проблемы, на этой стадии происходит обострение политической конкуренции, проблема политизируется (Данилов, 2011). Специфика формирования политической повестки дня в современной России на этом этапе основана на поддержке акторами предлагаемых решений при существовании вероятности реализации проблемы и некоторой степени свободы действий акторов.

Пятая стадия связана с постепенным и неизбежным затуханием интереса к проблеме и её постепенному вытеснению из политической повестки дня более актуальными вопросами. Здесь необходимо отметить значимость общественного отклика на принятые решения – проблема может быть вновь актуализирована в случае недостаточных действий акторов, неудовлетворённости кого-либо из участников либо при появлении новых обстоятельств и встраивания старой проблемы в новые требования.

Для достижения положительного эффекта акторам формирования политической повестки дня необходимо уметь поддерживать необходимый интерес к проблеме, правильно формулировать предпочтения в принятии решений и осознавать последствия игнорирования реакции общественности и других акторов (Мамонов, 2008, 66).

Особенно, следует обратить внимание на механизм диффузии (переноса) вопроса политической повестки дня. В основе его успешного применения лежат некоторые условия.

Во-первых, диффузия вопроса политической повестки дня происходит при наличии широкого освещения проблемы в СМИ (Дьякова, 2003, 112 – 115).

Во-вторых, для продвижения вопроса в политическую повестку дня требуется наличие общественного резонанса вокруг проблемы. Важно, чтобы проблема обладала не только исключительной актуальностью для страны, но и требовала поддержки со стороны других сил, участвующих в публичной политике.

В-третьих, продвижение вопроса зависит от готовности акторов отстаивать свои интересы до конца, не отступать и не сдаваться перед противодействующими факторами.

В-четвёртых, значима оригинальность способа передачи требований. Оригинальные акции позволяют выделить сюжет из общего инфопотока и сформировать узнаваемый образ события, сделав его символически важным.

В-пятых, привлечение внимания сторонних, прямо или косвенно заинтересованных акторов, с целью получения их поддержки, в том числе использование авторитета способствует закреплению проблемы в политической повестке дня, т.к. предоставляет удобный канал доступа к более высокому уровню принятия решений.

Таким образом, процесс формирования политической повестки дня в современной РФ можно охарактеризовать как сложный механизм взаимодействия акторов разного уровня, направленный на решение общественно важных проблем с целью удовлетворения как собственных, так и общих интересов.

 

Список литературы.

1. Гельман В.Я., Рыженков С.И. Локальные режимы, городское управлениеи «вертикаль власти» в современной России // Политэкс, 2010.

2. Данилов М.В. Властные механизмы политизации социальной повестки дня в России // Актуальные проблемы политологии. 2011. №19. С. 209 – 213.

3. Данилов М.В. Формирование политической повестки дня в Посланиях Президента Федеральному Собранию РФ в 2000-е гг. и политизация общественных отношений в России // Вестник СамГУ. 2012. №2/1. С. 19 – 22.

4. Джанда К., Берри Дж. Трудным путём демократии М.: РОССПЭН. 2006. 658 с.

5. Дьякова Е.Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Полис. 2003. №3. С. 109 – 120.

6. Казаков А.А. Взаимодействие информационной и политической «повесток дня» // Известия Саратовского университета. 2011. С. 70 – 73.

7. Мамонов М. В. О влиянии структуры повестки дня на характер оценки политических акторов // Власть. 2008. С. 63 – 66.

8. Никовская Л.И., Якимец В.Н. Политика региональных властей в России: типы, субъекты, институты и современные вызовы // Полис. 2011. №1. С. 80 – 96.

9. Панов П.В. Локальное сообщество как политический конструкт // Такая разная Россия. Политические процессы и местные сообщества в малых городах. Березинки. 2007. 152 с.

10. Шестопал Е.Б. Политическая повестка дня российской власти и её восприятие гражданами // Полис. 2011. №2. С. 8 – 24.

11. Ямалнеев И.М. Особенности формирования российской муниципальной политической повестки дня // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2011. С. 297 – 300. 

Русский
Файл доклада: